Уполномоченный по правам ребенка в Тульской области

официальный сайт

beliy_cvetok.pngДень благотворительности «Белый цветок» — возрождение традиций

Благотворительность всегда была основой русского общества. К началу XX века общественная и частная благотворительность становится в России явлением повсеместным, не на словах, а на деле доказывая широту великой русской души. Эпоха знала много ярких купеческих характеров. Самоотверженных меценатов, благодаря которым появлялись новые больницы, театры, картинные галереи, и, рядом с ними, — жестко-прагматичных предпринимателей, ни в чем не жалевших ближнего своего. И все-таки класс коммерсантов России занимался благотворительностью как правило, а не в виде исключения. В людях той поры христианский идеал боролся со многими мудрованиями и соблазнами, но все еще держался. Музеи, библиотеки, школы, картинные галереи, выставки, больницы, санатории - вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины, Пироговы и многие другие.

Многие члены царской семьи участвуют в благотворительности, основывают на личные средства благотворительные общества помощи бедным и больным людям. Много заботы царская семья проявляла в вопросах воспитания детей и формированию нравов. Приученной с детства к трудолюбию, императрице Александре Фёдоровне не нравилась пустая атмосфера петербургского света, которую она застала приехав в Россию в 1894 году. С этой целью она основала Общество рукоделия, члены которого — дамы и барышни обязаны были сработать не менее трех вещей в год для бедных. Сначала все принялись за работу, но вскоре, как и ко всему, дамы охладели, и никто не мог сработать даже трех вещей в год. Идея не привилась.

Однако, вскоре идея совместного «доброделания» и приучения к труду во благо нашла неожиданное и очень жизнеспособное воплощение. С конца ХIХ века в Европе набирает невиданный до этого времени размах проведение благотворительных акций, которые устраивают общественные организации, вовлекая в их проведение и подготовку всю общественность. Ярким примером такой акции были необычайно популярные «Дни цветков». Идея их проведения принадлежит Европейской Лиге борьбы с чахоткой при Международном обществе Красный Крест. Чтобы справиться с эпидемией туберкулеза, на улицах городов за благотворительные пожертвования раздавали листовки о профилактике заболевания и букеты цветов, во многих местах были организованы пункты по сдаче анализов, читались бесплатные лекции. Эту инициативу поддержал Датский королевский дом, а затем и царская семья Романовых. С 1911 «Дни цветков» стали проводится во многих городах России. В поддержку акции в День Белого цветка проводили благотворительные базары, работали буфеты, шли концерты.

Сама императрица организовала четыре больших базара в пользу туберкулезных больных в 1911 — 1914 годах; они принесли массу денег. Она вместе с Великими княжнами загодя придумывала поделки, рисовала и вышивала для базара, а на самом празднике весь день стояла у киоска, окруженная огромной толпой народа. Александра Фёдоровна писала государю во время Первой мировой войны: «Выставка-базар действуют очень хорошо. Наши вещи раскупаются прежде, чем они появятся; каждой из нас удается ежедневно изготовить подушку и покрышку».

В празднике «Белого цветка» принимали участие все слои населения. К благотворительным базарам готовились заранее. В каждой семье что-то мастерили. Вручную изготавливались десятки тысяч цветков и передавались в комитеты «Белого цветка».

Курсистки - слушательницы Высших женских курсов и Женского медицинского института - забирали букеты и расходились по всему городу. Организаторы особенно подчеркивали то, что ценен каждый пятачок. Прейскуранта на букеты не было -- каждый давал, сколько может, и за копейку, и за рубль полагался одинаковый букет. Отчет о собранных средствах и их использовании печатался в газетах Особым его украшением были юные барышни и дети, которые ходили с шестами, увитыми символическими белыми цветами, и собирали пожертвования, выкрикивая «Жертвуйте на борьбу с чахоткой». И эта идея очень крепко прижилась в России, Дни цветков стали настолько популярны, что стали проводится по нескольку раз в год.

В памятные дни празднования 400 летнего юбилея императорского дома Романовых в России при поддержке Администрации Президента (А.Ю. Федоров), Общественной палаты РФ, Русской Православной Церкви и ряда благотворительных фондов была создана Ассоциация Благотворителей «БЕЛЫЙ ЦВЕТОК». Деятельность Ассоциации служит целям популяризации дел благотворительности и милосердия, консолидации усилий различных объединений в этом направлении, укрепления стабильности в российском обществе, преодоления разобщенности, социальных, межконфессиональных и политических конфликтов, развития идей взаимопомощи и солидарности, а также поддержке региональных социально - значимых проектов.

Как и сто лет назад, когда Дни цветков проходили в императорской резиденции Ливадия, Крым и в наши дни стал местом возрождения благородной традиции. С тех пор современный праздник «День Белого цветка» имеет региональный статус, и с успехом неоднократно состоялся в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Белгороде, Костроме, Воронеже, Пензе, Смоленске. В ряде регионов данное мероприятие стало ежегодным традиционным, так в Костроме и Белгороде праздник состоялся трижды с участием губернаторов данных регионов. Планируется проведение в Туле, Владимире, Тамбове, Курске, Ярославле и других городах. Поддержку данному начинанию оказывают многие видные государственные и общественные деятели, в том числе не обошла стороной его супруга Премьер-министра России Светлана Владимировна Медведева, а также Святейший Патриарх Кирилл, посетив праздник в Марфо-Мариинской обители Милосердия в Москве. Собранные в ходе праздников средства направляются в адрес различных категорий нуждающихся людей, и им удается оказать реальную ощутимую помощь. Особая роль отводится адресной поддержке детей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию – сирот, инвалидов, и т.д. Мероприятия привлекают пристальное внимание широкой общественности и ведущих средств массовой информации. 

^ Наверх