Уполномоченный по правам ребенка в Тульской области

официальный сайт

Установка видеонаблюдения в группах дошкольного учреждения.

При решении вопроса об установке видеонаблюдение в группах дошкольного учреждения следует руководствоваться Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В указанном документе говорится о принципах работы с любой информацией - поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом, с одной стороны, и неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия - с другой.

Законом также установлено, что при осуществлении своих прав обладатель информации (юридическое лицо), обязан соблюдать права и законные интересы иных лиц, принимать меры по защите информации, ограничивать доступ к информации, гарантировать безопасность. 

Воспитательно - образовательная деятельность в группах дошкольных учреждений (включая поведение детей и педагогов) нельзя отнести к охраняемой законом частной жизни, личной и семейной тайне, поскольку дошкольное учреждение является публичным местом. Значит, в нормах законодательства не содержится запрета на установку видеокамер, использование видеозаписи для целей работы дошкольного учреждения и в интересах родителей.

Видеонаблюдение в дошкольном учреждении предполагает также запись изображения граждан (воспитанников, работников). В соответствии со ст. 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации согласия гражданина на использование его изображения (в т. ч. видеозаписи) не требуется в случаях, когда такое использование осуществляется в общественных или иных публичных интересах.

Поскольку изображение граждан позволяет их идентифицировать и (по этому единственному признаку) подпадает под общее понятие персональных данных, то руководителем дошкольного учреждения должны быть приняты меры для ограничения доступа к видеоинформации и обеспечения сохранности материальных носителей такой информации. В этих целях следует принять локальный акт о порядке применения и использования камер видеонаблюдения в дошкольном учреждении, в котором должен быть определен круг лиц, имеющих доступ к видеозаписям, предусмотрены меры защиты (например, предоставление личных паролей) и т. п.

Видеоизображение физического лица (воспитателя, ребенка) - это биометрические персональные данные, т. е. сведения, характеризующие физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность. Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», обработка (в том числе запись, хранение, распространение и предоставление доступа) биометрических персональных данных может осуществляться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Без согласия субъекта его биометрические персональные данные могут обрабатываться в связи с осуществлением правосудия и исполнением судебных актов, а также в случаях, предусмотренных законодательством РФ об обороне, о безопасности, противодействии терроризму, транспортной безопасности, противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, о государственной службе, порядке выезда и въезда в Российской Федерации, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

При этом также должны соблюдаться требования законодательства, в том числе постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.2008 № 512 «Об утверждении требований к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных».

Для ведения работы с видеозаписями камер внутреннего наблюдения на законных основаниях, потребуются разработка и утверждение соответствующих локальных актов, разработка процедуры определения модели угроз и обеспечения защиты информационных систем.

Для установки видеокамер родителям необходимо написать коллективное заявление на имя руководителя дошкольного учреждения с просьбой установить системы видеонаблюдения по всему дошкольному учреждению или в какой-то конкретной группе. При этом руководителю дошкольного учреждения необходимо учитывать не только мнение родителей, но и мнение и педагогических работников.

Правовых оснований, запрещающих установку видеокамер внутри помещения, законодательство Российской Федерации не предусматривает. Достаточно после установки системы видеонаблюдения в дошкольном учреждении поместить объявление о ведении видеонаблюдения в помещении.

Уполномоченный по правам ребенка разъясняет.

К уполномоченному по правам ребенка в Тульской области поступило обращение от матери, проживающей в Узловском районе Тульской области, которая сообщила о противоправных действиях в отношении ее несовершеннолетнего ребенка со стороны работников магазина «Пятерочка».

В ноябре месяце 2017 года продавец-консультант магазина «Пятерочка» незаконно удерживал  в подсобном  помещении  магазина  ее 11-летнего сына, посчитав, что тот намеревается совершить хищение детской игрушки, стоимостью 185 рублей. При этом, работник магазина после задержания несовершеннолетнего, не вызвал сотрудников полиции, не принял никаких мер, чтобы пригласить к удерживаемому им мальчику, сопровождавшую его бабушку, уведомить о случившемся  родителей несовершеннолетнего.

В результате оказанного психологического давления на несовершеннолетнего  ребенка и его бабушку, работники магазина вынудили  их заплатить стоимость этой игрушки.

По факту неправомерных действий в отношении своего несовершеннолетнего сына законный представитель обратилась как в отдел полиции, так и в следственный отдел по городу Узловая Тульской области.  В настоящее время сотрудниками правоохранительных органов проводится проверка по изложенным обстоятельствам.

В данной ситуации уполномоченный по правам ребенка в Тульской области  считает необходимым дать разъяснения о том, как следует поступать родителям  несовершеннолетних детей в подобных случаях.

Если у сотрудников магазина, возникло подозрение в том, что Ваш ребенок совершил кражу, то  ребенка могут задержать при выходе из магазина только в том случае, если есть основания полагать, что при  нем имеется неоплаченный  товар. При этом, должны быть зафиксированы факты, как  ребенок: подошел  к товару  и взял его, спрятал  товар в сумку или одежду, прошел через кассу магазина, не оплатив  товар.

Подтверждением указанных действий могут являться записи камер видеонаблюдения, показания свидетелей.

Если Вашего ребенка насильно удерживают, требуют предъявить содержимое  пакетов, карманов, препятствуют его свободному выходу из магазина и настаивают на досмотре (личном или находящихся при нем вещей), Вы должны знать, что все вышеперечисленные действия по отношению к Вашему ребенку будут  являться неправомерными.

Сотрудники магазина имеют право только задержать вашего ребенка до приезда  сотрудников полиции для подтверждения факта кражи, при этом, и должны сразу же  сообщить о задержании несовершеннолетнего его родителям.

Родители (иные законные представители) несовершеннолетнего имеют право  присутствовать при опросе несовершеннолетнего.

 Обращаю внимание, что уведомление полицией законных представителей  имеет существенное  значение для  обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

В соответствии со ст. 158 Уголовного кодекса РФ кража – это тайное хищение чужого имущества. Если хищение произошло в магазине, кража будет считаться оконченной с момента, когда лицо, спрятав товар в личных вещах, вынесло его мимо кассы, не оплатив стоимость. Если сумма украденного в супермаркете не превышает 2500 руб., данное противоправное действие является административным правонарушением и квалифицируется как мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ).

Уголовная ответственность за кражу установлена с 14 лет, если же данное  деяние будет подпадать под признаки мелкого хищения, то несовершеннолетний, его совершивший, может быть привлечён к административной ответственности только с 16 лет.

При этом необходимо понимать, что непривлечение к ответственности в силу недостижения установленного законом возраста не означает, что ребёнку и родителям «всё сойдёт с рук». Ребёнок с учётом обстоятельств дела может быть поставлен на учёт как несовершеннолетний правонарушитель, а родители привлечены к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по его воспитанию.

Что делать, если нарушены ваши права?

Если вы считаете, что сотрудниками торгового центра были нарушены права Вашего ребенка, Вы вправе обратиться в органы внутренних дел, в прокуратуру с соответствующим заявлением. Кроме того, имеете  право обратиться  в суд с иском о компенсации морального вреда, с жалобой на действия (бездействия) должностных лиц. 


Уполномоченный  по  правам  ребенка  в  Тульской   области   сообщает  о  внесении  изменений  в  Федеральный  закон  от  24.04.2008  года  №  48-ФЗ  «Об  опеке  и  попечительстве». 

 В целях   дополнительной  защиты  интересов  несовершеннолетнего   ребенка   Федеральным   законом   от  29.07.2017  года  № 220-ФЗ   были   внесены   изменения   в  часть  2  ст.  13  Федерального  закона  от  24.04.2008  года  №  48-ФЗ  «Об  опеке  и  попечительстве»   в   части   совершенствования   норм, устанавливающих возможность определения опекуна или попечителя   несовершеннолетнему   ребенку   в   случае   смерти  единственного   родителя   либо   одновременной    смерти  обоих  родителей.

Часть 2 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"   изложена   в   следующей   редакции: 

 «Единственный родитель несовершеннолетнего ребенка на случай своей смерти либо оба родителя на случай своей одновременной смерти (то есть смерти в один и тот же день) вправе определить опекуна или попечителя ребенку. Соответствующее распоряжение единственный родитель или оба родителя могут сделать в заявлении, поданном в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Единственный родитель или оба родителя вправе изменить поданное заявление об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя путем подачи им (ими) нового заявления в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Поданное заявление об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя может быть отменено путем подачи в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка заявления единственного родителя, заявления одного из родителей или совместного заявления обоих родителей. Заявление единственного родителя или совместное заявление обоих родителей об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя, а также заявление в связи с изменением или отменой поданного заявления об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя должно быть собственноручно им (ими) подписано с указанием даты составления соответствующего заявления. Подпись единственного родителя, одного из родителей или подписи обоих родителей должны быть удостоверены руководителем органа опеки и попечительства, а в случаях, если единственный родитель, один из родителей или оба родителя не могут явиться в орган опеки и попечительства, в нотариальном порядке, либо администрацией стационарной организации социального обслуживания, в которой проживает родитель, или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения, либо начальником соответствующих медицинского или военно-медицинского подразделения, части, организации федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинская организация), его заместителем по медицинской части, а при их отсутствии старшим или дежурным врачом, если заявление подает военнослужащий или другое лицо, находящееся на лечении в соответствующей военно-медицинской организации, либо командиром (начальником) соответствующих воинских части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, если заявление подает военнослужащий, а также если заявление подают члены семьи военнослужащего, работник этих воинских части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, члены его семьи при отсутствии нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия в местах дислокации воинских частей, соединений, учреждений, военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования. Подпись родителя, находящегося в местах лишения свободы, удостоверяется начальником соответствующего места лишения свободы".

 

С 1 января 2016 года семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вправе воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации таких детей и их интеграции в общество.

Федеральным законом от № 348-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», согласно которому средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены семьями, имеющими детей-инвалидов, на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации таких детей и их интеграции в общество.

Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на основании заявления о распоряжении направляются на приобретение допущенных к обращению на территории Российской Федерации товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации путем компенсации расходов на приобретение таких товаров и услуг (за исключением расходов на медицинские услуги, а также на реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предусмотренные федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала, а так же перечень товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Закон так же устанавливает, что семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вправе воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала на указанные цели, не дожидаясь исполнения ребенку, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, возраста трех лет.


Судебные приставы-исполнители вправе лишать должников права управления транспортным средством.

Так, при неисполнении должником-гражданином в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований исполнительного документа о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба или морального вреда, причиненных преступлением, требований неимущественного характера, связанных с воспитанием детей, а также требований о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на пользование должником специальным правом.

Законом установлен перечень случаев, при которых временное ограничение на пользование должником специальным правом не может применяться (в том числе, если установление такого ограничения лишает должника основного законного источника средств к существованию, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) не превышает 10 тыс. рублей и др.).

Соответственно вводится административная ответственность за нарушение должником временного ограничения на пользование специальным правом в виде права управления транспортным средством. Указанное правонарушение влечет обязательные работы на срок до 50 часов или лишение указанного специального права на срок до одного года.

Федеральный закон от 28.11.2015 № 340-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»


Ребенку несовершеннолетних родителей до достижения ими возраста шестнадцати лет должен быть назначен опекун.

Ранее назначение опекуна в такой ситуации не являлось обязательным.

Кроме того, уточнен перечень оснований для лишения родительских прав. Теперь лишение родительских прав грозит также в случае совершения умышленного преступления против жизни и здоровья не только своих детей и супруга, но и иных членов семьи.

В числе иных поправок в Семейный кодекс РФ следует отметить уточнение круга вопросов, регулируемых семейным законодательством. К ним отнесен порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, а также формы и порядок их устройства в семью, в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Федеральный закон от 30.12.2015 N 457-ФЗ
"О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и статью 256 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"


Установление опеки или попечительства над несовершеннолетним не всегда свидетельствует о том, что он утратил родительское попечение и имеет право на государственную поддержку.

В Обзоре проанализировано нормативно-правовое регулирование защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку или попечительство, а также приведены следующие выводы, в том числе:

решение о прекращении выплаты ежемесячных денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), является обоснованным, если оно принято с соблюдением установленного порядка и при наличии предусмотренных законодательством оснований, дающих право на прекращение такой выплаты;

отмена решения суда о признании родителя, ребенок которого находится под опекой, безвестно отсутствующим сама по себе не свидетельствует о том, что ребенок в связи с этим обстоятельством утратил статус оставшегося без попечения родителей;

освобождение родителя ребенка, находящегося под опекой (попечительством), из мест лишения свободы при наличии вступившего в законную силу решения суда об ограничении такого родителя в родительских правах не может служить безусловным основанием для прекращения опеки (попечительства) в отношении указанного ребенка и выплаты на его содержание денежных средств, причитающихся в связи с установлением опеки (попечительства);

положения статьи 395 ГК РФ о выплате процентов за пользование чужими денежными средствами не применяются к отношениям, возникшим в связи с невыплатой денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, взятых под опеку (попечительство);

в резолютивной части решения суда об удовлетворении требования, связанного с невыплатой денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), должно быть указано, за счет казны какого публично-правового образования производится взыскание задолженности.

"Обзор практики рассмотрения судами в 2012 - 2014 годах дел о взыскании задолженности по выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), за счет казны субъекта Российской Федерации"(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015)


Установлена административная ответственность за нарушение Правил организованной перевозки группы детей автобусами.

Федеральным законом от 01.05.2016 № 138-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

В частности, организованная перевозка группы детей автобусами, не соответствующими требованиям Правил организованной перевозки группы детей автобусами, либо водителем, не соответствующим требованиям указанных Правил, либо без договора фрахтования, если наличие такого документа предусмотрено данными Правилами, либо без программы маршрута, либо без списка детей, либо без списка назначенных сопровождающих, предусмотренных Правилами, повлечет наложение штрафа на водителя в размере 3-х тысяч рублей, на должностных лиц — 25 тысяч рублей, на юридических лиц — 100 тысяч рублей.

Нарушение требований к перевозке детей в ночное время, установленных данными Правилами, повлечет наложение штрафа на водителя в размере 5 тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4-х до 6 месяцев, на должностных лиц — 50 тысяч рублей, на юридических лиц — 200 тысяч рублей.

Указанный закон вступает в силу 12 мая 2016 года.


Особенности учета при поступлении в вузы золотого знака отличия комплекса «Готов к труду и обороне».

Минобрнауки России даны разъяснения об особенностях учета при поступлении в вузы золотого знака отличия комплекса «Готов к труду и обороне».

Порядком приема на обучение по программам высшего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 14.09.2015 № 1147) предусмотрена возможность начисления дополнительных баллов (по усмотрению вуза) при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета за наличие золотого знака отличия комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) — при поступлении по специальностям, не относящимся к области физической культуры и спорта в качестве индивидуального достижения

Учитывая, что ряд абитуриентов, успешно выполнивших испытания комплекса ГТО на золотой знак отличия в период с апреля по июнь текущего года, могут не получить его до начала работы приемных комиссий, в силу ряда организационных аспектов, наряду с представлением золотого знака отличия комплекса ГТО и удостоверения к нему Минобрнауки России рекомендует принимать во внимание выписку из приказа Минспорта России «О награждении золотыми знаками отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)», заверенную должностным лицом регионального органа власти в области физической культуры и спорта.

Минспортом России будет организована возможность публичной проверки подлинности представляемых знаков отличия и удостоверений к ним либо выписок из приказа, указанных выше, через поисковое окно на Интернет-портале www.GTO.ru.

Письмо Минобрнауки России от 25.04.2016 № АК-850/05 «О рекомендациях».


Принят закон, направленный на устранение внутренних противоречий, возникших в Федеральном законе «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Федеральным законом от 31.12.2014 № 489-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был изменен статус комиссий по делам несовершеннолетних. В связи с этим возникли противоречия как с нормами других законодательных актов РФ, так и внутренние противоречия в самом Федеральном законе «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В частности, в ряде субъектов РФ органы местного самоуправления не наделены государственными полномочиями по созданию и организации деятельности комиссий, комиссии на местах являются территориальными и создаются непосредственно органами государственной власти субъектов РФ. В связи с этим закрепляются положения, согласно которым создание комиссий по делам несовершеннолетних возлагается на органы местного самоуправления в случае передачи им соответствующих государственных полномочий.

Федеральный закон от 26.04.2016 № 113-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». (Вступает в силу 07.05.2016)


Образовательные организации могут предоставлять ученикам учебники как в печатной, так и в электронной форме.

Согласно Закону об образовании в РФ обучающимся, осваивающим основные образовательные программы, образовательные организации бесплатно предоставляют в пользование учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

С 1 января 2015 года все учебники, включенные в федеральный перечень, представлены как в печатной, так и в электронной формах. При этом общеобразовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации общеобразовательных программ, выбирает форму учебного издания.

Минобрнауки России обращает особое внимание на необходимость обеспечения всех групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальными учебниками и учебными пособиями, в том числе изданными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Государственной программой «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы предусмотрено предоставление субсидий на создание в образовательных организациях условий для получения детьми-инвалидами качественного образования. Средства субсидии и консолидированного бюджета субъекта РФ могут использоваться, в том числе и на приобретение учебников, учебных пособий, дидактических материалов для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью.

Письмо Минобрнауки России от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)».

^ Наверх